Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В нашей песочной студии неоднократно были ситуации, когда урок проходил не совсем гладко и комфортно. Мы не смогли заниматься с детьми и их родителями, потому что не были готовы к работе с особыми детками. Наш преподаватель чувствовал себя неловко при появлении особых детей на занятиях. Поэтому наша онлайн-школа "Песочница для взрослых" разработала курс "Песок в работе с ОВЗ" для тех, у кого есть песочная студия и Вы уже проводите занятия со здоровыми детьми.
Почему важно быть готовым к работе с детьми с ОВЗ?
1. Количество детей с ОВЗ растёт.
На сайте Федерального реестра инвалидов можно увидеть численность детей с инвалидностью: на апрель 2022 года их насчитывалось более 735 тысяч, в то время как ещё год назад было почти 716 тысяч. Поэтому в песочную студию обязательно придут детки с особенностями, и преподаватель должен быть готов к работе.
2. Нужно работать индивидуально, решая индивидуальные особенности детей.
Группа «особых» чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее могут войти дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
3. Учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве.
Подготовленные педагоги способны адекватно воспринимать нестандартные ситуации, связанные с поведенческими и психологическими особенностями учеников с ОВЗ и эффективно на них реагировать. Избегать как отстранения от таких детей, так и гипер-внимания к ним.
4. Возможность помочь родителям и деткам с небольшими отклонениями от нормы.
Больше всего в любом начинании переживает за свое чадо родители. Поэтому преподавателю по рисованию песком нужно быть готовым успокоить, правильно направить и подсказать родителю, как нужно себя вести на занятиях с особыми детками.
В чем польза от рисования песком для детей с ОВЗ?
Рисование песком давно известно как метод тактильного расслабления, развития сенсорного восприятия. Песок не просто принимает различную форму в воображении ребенка (дом, город, река и т. д), но и воздействует на нервные окончания на кончиках пальцев. Общеизвестно положительное влияние практики рисования песком для развития мелкой моторики у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с высшими психическими процессами: внимание, мышление, восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь и влияет на их развитие. Для детей с ОВЗ вышеперечисленные факторы особенно актуальны. Так, например, у детей с ДЦП двигательная активность снижена, а порой и вовсе ограничена. Для детей с ЗПР рисование песком может помочь развить интерес к изобразительной деятельности, повысить мотивацию. Когда ребенок манипулирует с песком, он расслабляется, снижается уровень переживаний, тревожности и фобий.
Что важно ещё учитывать по организации учебного процесса рисования песком с детками с ОВЗ:
использовать вербальные поощрения;
составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения ребенка;
предоставлять ребенку права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;
разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
осваивать знания об изменениях в поведении, которые указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Углубленно со всеми особенностями организации занятий по рисованию песком изучайте на нашем курсе "Песок в работе с ОВЗ".
На курсе вы познакомитесь:
с категориями ОВЗ;
с нюансами работы, связанными с каждым видом нарушения;
как формировать группы и правильно включать детей с ОВЗ в уже сформированные группы;
как взаимодействовать с родителями таких детей;
с полезными играми для развития познавательных навыков и фантазии, которые можно проводить в рамках каждого занятия.
Помните, что категория детей с ОВЗ нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир сложный и недоступный. Именно педагог помогает ребенку познать себя, преодолеть свою «неполноценность» и заявить всему миру: «Я такой же, как все!».
По всем вопросам пишите нам на WhatsApp +7 950 630-45-55.
Со всеми курсами можно ознакомится на главной страницы сайта онлайн-школы "Песочница для взрослых".